что в нем уникального?
Слышала также,что минфин предложил сэкономить на строительстве дорог,на больницах,на силовых структурах.Министру финансов нужно неделю поработать в силовой структуре,чтобы понять:Вы не правы господин Кудрин,сюда нос не суйте!!!!Там и так все врезано до минимума,знаю не понаслышке.
министрам всех рангов неплохо с пару месяцев пожить на Дальнем Востоке - и не на спецдачах, а попробовать поискать работу или рискнуть открыть свой малый бизнес!<br/>
Абсурдные статьи расходов бюджета Москвы-2009 От финансирования придворных СМИ до самой дорогой дороги в мире Оригинал этого материала © "Аргументы недели", 19.03.2009 На чем сэкономить? Константин Гурдин Чиновники окончательно определились: кризис – это время тратить. Поэтому в 2009 г. мы недосчитаемся половины Резервного фонда. 16 марта премьер В. Путин подписал распоряжение, по которому 1,6 трлн. руб. из хранящихся в этом фонде 4,8 трлн. руб. пойдут на затыкание бюджетной дыры. Очевидно, что, пока не иссякнут золотовалютные запасы, власти и не подумают ужимать траты. А напрасно: при желании и в федеральном, и в любом региональном бюджете легко обнаружить огромный запас прочности. Чиновники расходуют без толку громадные суммы. Поэтому, учитывая нынешнюю ситуацию, «АН» решили начать цикл статей. Мы изучили бюджеты крупнейших российских регионов. И нашли там потрясающее количество странных, а то и попросту абсурдных расходов. Вера в чиновников Что касается нелепых трат федерального центра, тут за примерами ходить далеко не приходится. Буквально несколько дней назад из высоких кабинетов на нашу грешную землю спорхнул потрясающий указ, подписанный президентом Медведевым. Власти не придумали ничего лучше, чем вложить 691 млн. руб. из госбюджета в... «Программу повышения доверия населения к чиновникам». Что говорить - более актуальной задачи сейчас не придумаешь. К примеру, если бы эту скромную сумму поделили между 1,8 млн. человек, зарегистрировавшихся на данный момент на российских биржах труда, - помощь вышла бы небольшая. А тут поверил в чиновника - и сразу жизнь наладилась. Хотя на федеральном уровне подобных «заскоков» не так много. Все же контроль над расходами в центре жесткий. Но, если заглянуть в бюджеты регионов, легко обнаружить, мягко говоря, загадочные траты. Разбор полетов логично начать с Москвы. Как-никак, Первопрестольной досталось больше всех - на нее приходится шестая часть всех казенных расходов страны. При этом даже в самые сытые годы бюджет мегаполиса сводили с дефицитом. Хотя без этого можно было обойтись. Скажем, в нынешнем году столичные чиновники хотят собрать 1,39 трлн. руб., а потратить - 1,46 трлн. рублей. Итак, куда уходят эти несметные средства? Первое, что стоить отметить, - деньги в столице традиционно льются рекой . Похоже, даже океаном. Например, город строит самую дорогую дорогу в мире. Летом Москва провела конкурс, где предложила заплатить за возведение 4-километрового участка Четвертого транспортного кольца 68 млрд. рублей. Проще говоря: чиновники отвалили 700 млн. долл. за километр трассы. Для справки: средняя стоимость германских автобанов - 1 млн. евро за километр. По данным «АН», в восточных землях Германии максимальная (предельная) цена 1 км автобана - 2,5 млн. евро, в западных землях - 6 млн. евро. В эту сумму входят компенсации за отчуждаемые под строительство земельные участки. Вдобавок в отличие от наших дорог на германские кладут еще и очень дорогое покрытие из полимерных битумов, которое не изнашивается 12 лет. В общем, как ни крути, а Москве трасса влетела почти в 100 раз дороже... Второе, на что обращаешь внимание, - вопиющая абсурдность названий ряда статей столичного бюджета. Первым делом у нас - молодежь. Поэтому «На обеспечение для молодежи равных стартовых возможностей» казна города в 2009 г. собирается ухнуть жалкие 261 млн. рублей. Спрашивается: почему заодно не дали денег, например, на «построение коммунизма»? Или на «мир во всем мире»? Понятно, что с такими-то тратами в столичном мегаполисе кругом одни сплошные равные возможности. Кстати, заодно подрастающему поколению обеспечили еще и некую загадочную «Защиту молодежи от деструктивных влияний и негативных проявлений». Трудно сказать, что конкретно имели в виду. Может, услуги экстрасенсов? Как бы то ни было, цена вопроса - каких-то 122,8 млн. рублей. Защитили? Пора и воспитать. Конечно, тоже не бесплатно. Поэтому на «Комплексную целевую среднесрочную программу «Патриотическое воспитание молодежи Москвы на 2007-2009 гг.» город выделил 143 млн. рублей. Безусловно, любовь к Родине - дело хорошее. Но только не тогда, когда ее навязывают за деньги. Ну и по мелочам. Какой смысл было вкладывать 40 млн. руб. в «Пропаганду энергосбережения»? Единственный наглядный результат акции - город увесили корявыми плакатами с издевательским призывом: «Целесообразно расходуйте электроэнергию». Чиновничий сленг в Москве проник даже в рекламу! Ясно, что было бы куда больше толку, если бы на те 40 млн. горожанам просто раздали энергосберегающие лампочки. Но показуха, конечно, важнее. Чего говорить, если даже на статье с поразительным названием «Популяризация объектов недвижимого культурного наследия» висит ценник - 64 млн. рублей. Представляете весь глубочайший смысл этих трат? А также их практический результат? Кто - на щите? Понятно, почему, глядя на некоторые статьи столичного бюджета, задумываешься, не пора ли провести психиатрическую экспертизу его разработчиков? Взять хотя бы строительство столичного монорельса - он оказался бесполезной игрушкой. Систему скопировали со швейцарского «Интамина». А это - самый дешевый монорельс в мире. Дело в том, что он спроектирован для парков развлечений - возить небольшие группы детей. Поэтому загрузка всего состава у такого монорельса меньше, чем у одного вагона метро. Специалисты были в шоке, узнав, что этот «детский сад» (ценой 6,3 млрд. руб.) в столице развернули на транспортную систему мегаполиса. И конечно, тогда как швейцарский проект обходится в 7 млн. долл. за 1 км трассы, то московский не мог не влететь в 40 млн. долл. - все за тот же километр. А теперь самый захватывающий факт. Злополучный монорельс в Москве не пользуется популярностью, поэтому - убыточный. А сумма ежегодных дотаций от города на его содержание составляет... 908 млн. рублей! Еще раз: почти - миллиард. В пересчете на число пассажиров получается... 238 руб. на каждую поездку (официальный пассажиропоток - 3,8 млн. человек в год). Столько монорельс получает из городского бюджета за то, что кто-либо проедется на нем всего один раз. А длина трассы - всего пять километров. Так что вместо монорельса городу явно дешевле было бы бесплатно возить людей на такси. Другой пример невиданной строительной неэффективности - статья «Расходы на консервацию и хранение тоннелепроходческого механизированного комплекса». Что за комплекс? Это германский проходческий щит «Херренкнехт» диаметром 14,5 метра. В свое время город купил его за сумму порядка 100 млн. долларов. Машину использовали при строительстве туннелей, но вот беда - сейчас аппарат остался не у дел. Проблема в том, что новые магистрали в столице проектируют шириной четыре полосы и более. А этот дорогущий механизм умеет рыть только на три полосы, да еще одна получается зауженной. Вот щит - за ненадобностью - и отправился на прикол. Причем и тут кому-то удалось нарыть немалую сумму. Стоимость консервации «Херренкнехта» составила 29,5 млн. рублей. Не зря, видимо, г-н Лужков мечтает отправить его на рытье тоннелей для переброски воды сибирских рек в Среднюю Азию. Надо сказать, что мы перечислили только очень малую часть подозрительных и нелепых расходов... Например, не упомянули более 1 млрд. руб., которые город ежегодно тратит на... «бесплатное зубопротезирование». И так далее. Тут и гадать нечего. Запас для экономии у московского бюджета - огромный. Начать хотя бы со строительства дорог... А как обстоят дела в других регионах? Об этом - в наших следующих публикациях. Придворные СМИ И наконец, самая абсурдная статья расходов в Москве. Многие думают, что «Газпром» - крупнейший спонсор СМИ. Это ошибка. Правительство Первопрестольной тратит на эти цели гораздо больше. По сути, оно создало собственную медиаимперию. Правда, практически все входящие в него издания совершенно не на слуху у горожан. Некоторые из них - хорошо если вообще хоть кто-то видел. Зато тратят на них - закачаешься. Так, загадочная газета «Московская среда» получает из бюджета города 82 млн. руб. в год. Надо сказать, это больше годового бюджета такой крупнейшей в стране газеты, как «Аргументы неделi». Число читателей которой на каждый номер - 879 тыс. человек. Неплохо живется и остальным столичным изданиям. Малоизвестная газета «Москвичка» обходится городу в 62,7 млн. рублей. Некое ЗАО «Объединенная редакция «Муниципал-пресс» ежегодно получает из бюджета Москвы 42 млн. рублей. Субсидии газете «Квартирный ряд» - 52 млн. рублей. Но первый приз в этом рейтинге - у газеты... «Пионерская правда». Оказывается, она еще выходит! Кто бы знал, что казна города тратит на содержание этого реликта 7,7 млн. руб. в год. Самое смешное - содержание придворной прессы идет по статье «субсидии на производство и распространение социально ориентированной периодической печатной продукции». Перечислять всех получателей помощи можно долго. Вот общие цифры. Итак, на всю про всю печатную прессу бюджет Москвы за год тратит 850 млн. рублей. И еще - дотации телевидению и радио. Разным, абсолютно не прибыльным и чисто социальным каналам типа ТВ-Центр (конкретно он в 2009 г. получит от города 3,6 млрд. руб. дотаций плюс 591 млн. руб. «в целях переоснащения технической базы»). Это еще 6,9 млрд. рублей. А в общей сложности получается 7,750 млрд. рублей. Итак, на одни только дотации прессе Москва расходует сумму, превышающую весь общий бюджет некоторых других регионов.
<U> Все же контроль над расходами в центре жесткий.</U> Просто более изощренно придумывают названия статей, чтобы не бросался в глаза откровенный идиотизм. Вот, к примеру, олимпиада-вековая мечта россиянцев-скоро осуществится.... А там тоже есть откуда отщипнуть)))
В копилку абсурдных проектов - строительство мега-моста на остров Русский во Владивостоке.<br/>Жители города ненавидят этот проект, хищения с которого происходят прямо на глазах!<br/>http://www.pkokprf.ru/Info/8912<br/><br/>
Сами выбрали эту власть вот и трахаемся
Проблема состоит в том ,что правительство к концу первого квартала разобралось только с федеральным бюджетом и определило его дефицит.Никого не интересует ,а что будет с региональными и муниципальными бюджетами.На вопросы регионов в федеральном центре отвечают о необходимости искать внутренние резервы.Точно также отвечают в регионах на вопросы муниципалов.А что будут делать в так называемых моногорода,за счет чего будут покрыватся их дефициты бюджетов,ведь в отличии от федерального центра они не имеют золото-валютных резервов.Или правительство,как всегда найдет виновных в регионах.
"Уникальная корректировка уникального бюджета", серия 28-я. Кто дольше выдержит эту фильму?
Фигня, - всё это учётная ставка, ЦБ не снижена, дешёвые кредиты не доступны. Экономика, как умирала, так и будет умирать. Пример надо брать с Китая, а не действовать по указаниям спецагента ЦРУ -господина Кудрина.
Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь,<BR>для него ни один ветер не будет попутным"<BR>Сенека<br />
Кризис - это время осмысления и преодоления ошибок. Очевидно, что путь сырьевой экономики и построения "безидейного" рынка в РФ оказался не столь эффективен, как ожидалось. Все большей критике подвергаются ряд положений "стандартных рецептов" МВФ по реформированию переходных экономик. Многие крупнейшие экономисты сейчас все больше переосмысливают фиаско "рынка без тормозов", во многом обусловившего нынешний мировой кризис. На этом фоне особенно интересным является анализ опыта реформ Китая, являющимся безусловным лидером мирового развития, чья экономическая мощь начинает все больше конкурировать с США и ЕС, при том, что последние переживают далеко не лучшие времена. <br />
Китай начинал свои реформы в относительно худших условиях, чем Россия, его экономическое положение было намного слабее. ВВП Китая в 1980 году составлял 39 % от российского, в стране преобладало малообеспеченное, в основном сельское население - составлявшее 82,1%. Значительная часть страны - 59,37% расположена в гористой местности, при этом наиболее удобные для жизнедеятельности земли (равнины и котловины) составляют всего 31% всей площади. <br />
Но вот некоторые итоги: по данным Всемирного банка за 2007 г. ВВП Китая по паритету покупательной способности (ППС) составляет уже 7. 055 трлн долл. (2 место в мире после США, имевшей ВВП 13.778 трлн долл.), в то время как ВВП России (по ППС) на 6 месте - 2,120 трлн долл, что составляет всего 30 % от уровня Китая. И если российская экономика пострадала от мирового кризиса самым серьезным образом, Китай пока демонстрирует относительную стабильность. Так в чем секрет успеха китайских реформ? <br />
<B>Основа успеха - сильное государство, конкретные цели и долгосрочное планирование. </B><br />
Нынешний этап реформ начался с конца 1978 г., когда Дэн Сяопин провозгласил "новый курс" строительства рыночной экономической системы с китайской спецификой (как говорят сами китайцы - "социалистической"), провозгласив политику "реформ и открытости". Эти реформы отличает постепенность, эволюционность (так называемый градуализм), вторичность политического реформирования перед экономическим, приоритет модернизации и внешнеэкономической экспансии. <br />
Преобразования начались с четкой постановки целей, разработки идеологии, подчиненной национальным интересам, решению конкретных задач развития страны и повышения благосостояния народа. <B>Эти задачи решались на базе сильной, просвященной и деятельной государственной власти. Китайские партийные лидеры и экономисты активно изучали и творчески переосмысливали экономический опыт, а также историю взлетов и падений экономик многих стран.</B> В этот же период был отмечен рост интереса к Китаю как со стороны запада, так и зарубежной китайской диаспоры. <br />
Уже в 1981 г. были провозглашены стратегические цели учетверения ВВП к 2000 г. и они были перевыполнены - с 1980 по 2000 г. ВВП вырос в 6.4 раза. В течение 1978-2005 г. ВВП вырос в 12 раз, доход на душу населения - почти в 7 раз. Темп роста экономики в течение 1979-2004 г. в среднем составил около 9.4%, в 2005-2008 - 10.35%. В 2008 г. 35 ведущих китайских предприятий включены в рейтинг 500 крупнейших компаний мира по версии американского журнала "Fortune". Китай занимает 2 место в мире по объему экспорта, объем которого за 2008 г. составил 1.4 трлн долл., что пока незначительно меньше, чем у Германии, занимающей 1 место. <br />
К 2020 г. Китай планирует достижение общества средней зажиточности, а к - 2050 г. достижение уровня жизни развитых стран. По оценке многих экономистов, Китай превысит уровень ВВП США в течении 2030-2050 г., но возможно и раньше. <br />
Напротив, на начальном этапе российских реформ (1992-1998 гг.) государство не ставило четких целей - например, по росту ВВП и уровню доходов населения, кроме абстрактной идеи "построения рыночной экономики", при этом российское государство имело все признаки слабости. Наши идеологи не слишком отягощали себя изучением чужого опыта, не слишком востребованного и поныне, а использовали готовый сценарий "шоковой терапии", предложенный международным валютным фондом. Наши "достижения" скромны - испытав серьезный спад на начальном этапе реформ, Россия вышла на уровень ВВП 1990 г. только в 2007 году. <br />
<B>Стратегия Китая.</B> Основная стратегия Китая заключается в творческом использовании опыта Японии и "азиатских тигров" - Тайваня, Сингапура и Гонгонга, Южной Кореи, а также опыта НЭП в СССР. В стране была реализована экстенсивная модель экономики, основанная на дешевом труде и активном использовании иностранных инвестиций. Важнейшее конкурентное преимущество Китая - дешевизна достаточно квалифицированной "рядовой" рабочей силы, стоимость которой в течение длительного периода времени составляла около 100 долл. в месяц и ниже, что связано с высокой численностью населения. Неразвитость экономики создала предпосылки для непрерывного длительного роста. <br />
Китайская экономика последовательно идет вперед. Сначала были проведены реформы на селе, произошло расширение сельскохозяйственного производства, продукция которого стала активно экспортироваться. Следующим шагом было освоение рынков трудоемкого ширпотреба - изделий из кожи, производства одежды и обуви. В городах и сельской местности в большом количестве стали появляться несложные трудоемкие производства. <br />
Однако в дальнейшем развитие производства вылилось в настоящую промышленную революцию. Китай переходил к производству велосипедов, часов, электроники, мебели, к изготовлению автомобильных комлектующих. Следующим этапом стало освоение высоких технологий. Страна, которая еще недавно была одной из отсталых, теперь занимает лидирующие позиции по производству высокотехнологичной продукции (2 место в мире) - мобильных телефонов, персональных компьютеров, телевизоров. <br />
Известно, что по подобному пути развития шла Япония. Однако она достаточно быстро утратила свое главное преимущество - дешевую рабочую силу. Напротив, у Китая существует по прежнему огромный запас дешевой рабочей силы за счет урбанизации - согласно планам модернизации, доля городского населения с 2000 г. по 2020 г.должна вырасти с 36.2 до 56%. Но переход на интенсивную модель развития требует роста доли квалифицированного труда и его оплаты. <br />
Низкий уровень доходов, но большой объем рынка создали модель копирования лучшей мировой продукции и воспроизводства ее для внутреннего (а затем и внешнего рынка) с минимальными ценами. Однако копируя чужое, Китай создает много нового. Широкому распространению DVD технологий, особенно доступных DVD плееров мир обязан именно Китаю, который снизил цены на него с 1000 долл. до 100, а затем еще ниже. Аналогичная ситуация складывается с производством LCD телевизоров, ноутбуков и пр. По сравнению с Россией Китай осуществил более ранний переход к цифровым технологиям. <br />
На очереди автомобильная экспансия, по итогам 2007 г. автопром Китая вышел на третье место в мире по производству автомобилей - здесь собираются значительная часть мировых брендов. Хотя качество некоторых "собственных" авто-моделей пока не сравнить с европейским, но прогресс на лицо. <br />
Огромный вклад в развитие рыночного сектора в Китае принадлежит малому и среднему бизнесу (МСБ), который является его настоящим "национальным достоянием". В 2005 г. в стране было около 4.3 млн предприятий МСБ, 27.9 млн.индивидуальных предприятий. В этом секторе работает около 75% городского населения, он дает до 60% всего ВВП, 65% всех патентов, 46.2% всех налоговых поступлений и 62.3% всего экспорта Китая. Малый бизнес для страны - настоящее национальное достояние. Доля малого бизнеса в ВВП России - около 15%, что говорит о низкой степени развития предпринимательства. <br />
Среди крупнейших торговых партнеров Китая по экспорту (2007) - США - 19.1%, Гонконг - 15.1 %, Япония - 8.4%, Южная Корея - 4.6%, Германия - 4%; по импорту - Япония - 14%, Южная Корея - 10.9%, Тайвань - 10.5%, США - 7.3%, Германия - 4.7%. Китайская экономика является значительным источником спроса. Среди основных статей импорта - электрооборудование, нефтяные продукты, руда и металлолом, оборудование для обработки данных и пр. Объем торговли с США за 2008 г. составил 333.7 млрд долл. при активном сальдо 170 млрд долл, объем российско-китайской торговли - 56.8 млрд долл. (7 место). Китай является членом ВТО с 2001 г. <br />
<B>Финансовая политика.</B> Финансовая политика Китая направлена на создание эффективных механизмов денежно-кредитного обращения, создающих условий для нормального кредитования и развития реального сектора экономики, базированные на доминировании национальной валюты - юаня. Финансы Китая не испытали того полнейшего хаоса, какой наблюдался у нас в течение 1992-1998 гг. - стабильность создала условия для нормального развития промышленности и бизнеса. Грамотная политика валютного регулирования препятствует вывозу капитала и накоплению на руках населения избыточной наличной валюты, с другой стороны создает условия для привлечения внешних долгосрочных капиталов. Решение подобных задач для российской экономики остается стабильной проблемой. Финансовой стабильности способствует грамотная политика регулирования процентных ставок и уровня банковских резервов. Экономика имеет очень высокий уровень монетизации (отношение денежной массы М2 к ВВП) - 150% (в развитых странах 80-100%). При этом в Китае умеренный уровень инфляции, хотя в последние несколько лет он увеличился - около 4.8% за 2007 г., 5.9% за 2008 г. (для сравнения РФ за тот же период - 11.9% и 13.3%). <br />
В точном соответствии с рецептами Дж. М. Кейнса страна имела стабильно дефицитный бюджет, составлявший до 15% от доходной части в 1979 -1980 гг., 2-3% в 1981-1990 г., 6.5-10% в 1991-1997 гг. В 2005 г. дефицит составил 208 млрд юаней при доходной части 3, 163 трл. юаней, т.е. 6.5%. Ожидается, что дефицит бюджета за 2009 г. не превысит 3% от ВВП. В стране наблюдается значительные темпы роста расходов бюджета, с 1978 г. по 1997 г. расходы они выросли с 111.1 до 865.1 млрд юаней, т.е. в 7.7 раза. Эти факты подтверждают, что активная инвестиционная политика препятствует разрастанию инфляции даже при дефиците бюджета. <br />
В Китае очень высокая норма личных сбережений - около 50% от ВВП на конец 2007 г. Благодаря стабильности финансовой системы и значительной роли государства в ней население держит свои средства в банках. Общие активы финансовых организаций банковского сектора по состоянию на конец ноября 2008 г. достигли около 61.1 млрд юаней (т.е. около 8.94 трлн долл). Для сравнения активы банковской системы РФ на 1.12.2008 г. составили 25.92 трлн руб. - около 926 млрд.долл. Ставки в Китае достаточно низки - ключевая годовая ставка кредитования - 5.31%, ставка до депозитам - 2.25% (на 23.12.2008). Совокупность указанных факторов на фоне нормального инвестиционного климата приводят к активному и стабильному росту экономики. <br />
В банковской системе преобладают государственные банки. Вследствие в прошлом активного директивного кредитования экономики в Китае возникла проблема плохих кредитов, которые составляли в главных банках в 2003 г. около 20% от объема ссуд (ранее еще выше), но уже в 2007 г. снизилось до 5.5 %. Проблема была решена путем рекапитализации банков за счет выкупа плохих долгов и вливаний. Сейчас большинство банков имеет достаточный уровень капитализации. Проводимая в последнее время банковская реформа направлена на развитие банковской системы, а согласно договоренностям с ВТО - на повышение ее открытости для иностранного капитала. В то же время доля активов, находящихся под контролем иностранного капитала невелика -2.44% (2008 г.) Китай активно использует опыт и технологии иностранных инвесторов, но тщательно сохраняет национальный контроль над банковской и финансовой системой. Среди важнейших задач - дальнейшее развитие сектора банковских услуг, в т.ч. в регионах. <br />
Стараясь поддержать экономический рост в 2008 г. банк Китая 5 раз снижал ключевые ставки и нормы банковского резервирования. Несмотря на мировой финансовый кризис, в течении 2008 г. денежная масса М2 выросла на 17.8% с 40.34 до 47.52 трлн юаней, объем выданных ссуд за 2008 г. вырос на 4.91 трлн юаней (около 735 млрд долл.). За январь 2009 г. денежная масса выросла до 49.61 трлн юаней, т.е. на 18.79% относительно января 2008 г., объем ссуд - на 1.62 трлн юаней (236 млрд долларов). <br />
Что касается Банка России, то здесь ситуация прямо противоположная. Ставка рефинансирования с февраля 2008 г. по декабрь выросла с 10% до 13%. Объем денежной массы М2 в течение 2008 г. за счет осенних кризисных явлений, связанных с бегством от рубля и оттоком капитала вырос всего на 1.7% с 13.272 до 13.493 трлн.руб., в то же время за январь 2008 г. он упал до 11.990 трлн.руб., т.е. сократился на 11.1% . Если до кризиса ставки по кредитам для надежных заемщиков опускались до уровня 12-15%, то сейчас они выросли до уровня 20 %, что существенно замедляет темпы развития экономики. <br />
Дефицит рублей, т.е. "денежное сжатие" по-прежнему является доминирующей причиной кризиса в РФ. Чем дальше затягивается нормализация процессов денежного обращения в стране, чем выше угроза рецессии, роста числа банкротств, неплатежей, передела собственности, увеличения безработицы. <br />
Китай осуществляет грамотное управление валютным курсом юаня, который поддерживается в привязке к доллару, являясь достаточно стабильным и заниженным относительно паритета покупательной способности, что обеспечивает экспансию китайских товаров на внешних рынках. Пытаясь ослабить свою зависимость от внешнеторговой конъюнктуры, несколько лет назад Китай принял решение о росте внутреннего спроса. Курс юаня был последовательно ревальвирован от 8.28 за доллар до 8.11 (июль 2005) и 7.922 (май 2006 г.), к январю 2007 г. курс юаня вырос до 7.8, в ноябре 2008 г. составил 6.83 и в начале 2009 г. остается примерно на этом уровне. <br />
В октябре 2006 г. золотовалютные резервы Китая достигли 1 трлн долл., и он вышел по этому показателю на первое место мире, обогнав Японию. В настоящий момент ЗВР достигли около 2 трлн долл. Этот фактор позволяет стране поддерживать стабильность своих финансовых рынков, а также влиять на международные рынки. Пекину принадлежит значительная роль в преодолении валютно-финансового азиатского кризиса 1997-1998 г. Уже в ближайшее время юань может стать региональной, а в дальнейшем - возможно одной из мировых валют. <br />
<B>Длительный период практически безкризисного развития Китая (подобно тому как это было во времена немецкого экономического чуда и ряда других стран) наглядно подтверждает, что когда экономика имеет значительные резервы развития ее краткосрочные дисбалансы можно эффективно преодолевать, избегая кризисных явлений. </B><br />
Наши денежные власти, с 1992 г. во многом ориентировавшиеся на рецепты МВФ, такими достижениями не располагают. Шоковая терапия начала 90-х привела к раскрутке инфляции, уничтожению сбережений населения, что в совокупности с введением значительного НДС - 28% привело к неблагоприятному фону для развития производства и предпринимательства. С 1992 г. мы прошли через кризисы разной интенсивности - 1995, 1998, 2004, 2008 г. В начале 2000-х годов уровень монетизации в РФ составлял около 15%, увеличившись к 2008 г. до 40 %, что по-режнему значительно меньше уровня развитых стран. <br />
Накопив в период благоприятной конъюнктуры значительные финансовые резервы, денежные власти РФ, прибегнув к их фактической стерилизации, не смогли обеспечить их эффективное использование. Российская финансовая система в рамках западно-либеральной модели создает условия для свободного пересечения спекулятивных капиталов как из страны, так и внутрь ее. Дефицит на внутреннем денежном рынке приводит к устойчивому привлечению внешних валютных займов, периодически создавая "девальвационный навес" (кризис 1998 г, 2008-2009 г.г.). На фоне неблагоприятного инвестиционного климата наша финансовая система не способна эффективно усвоить деньги, что создает проблемы при развитии реального сектора. Обеспечить доминирование национальной валюты - рубля в таких условиях сложно. Сравнение показателей экономик Китая и РФ еще раз наглядно подтверждает, что главным является не столько пассивная "бережливость", сколько активное развитие. <br />
<B>Привлечение инвестиций. </B>Привлечению инвестиций способствует не только общая дешевизна Китая (рабочей силы, недвижимости, транспорта и прочих факторов производства), но инвестиционные и налоговые льготы со стороны местных властей. Внутренний рынок Китая имеет огромные перспективы за счет роста внутреннего спроса по мере развития страны и роста доходов населения. Предприниматели США и Европы, уставшие от профсоюзов и дорогой рабочей силы могут отлично организовать свои производства в Китае. <br />
Общий объем иностранных инвестиций, привлеченных в экономику Китая за годы реформ (к 2006 г) составляет около 800 млрд олл., в стране создано около 509 тыс. предприятий с участием иностранного капитала. В 2008 году было использовано 92.4 млрд олл. иностранных инвестиций, что на 23,6% выше, чем в 2007 г. Инвесторы готовы идти на передачу технологий, которая чаще всего является условием вхождения на рынок. Практически все мировые бренды (400 из 500) имеют производства в Китае. Инвестиции в основной капитал в Китае составляют около 45% от ВВП, тогда как в РФ - 20%.<br />
Китайский рынок способен создать товарное изобилие и нормальные условия для людей как с самым высоким, так и достаточно низким уровнем дохода. Это создает условия для нормального развития человеческого капитала. <br />
Засилье нефтяных денег в России (так называемая "голландская болезнь"), монополизация многих рынков, приводит к высокому уровню цен, неадекватному низким доходам основной части населения, порождает дороговизну экономики, факторов производства, существенно ограничивающую возможность развития. Ориентация нашего бизнеса, прежде всего, на людей с высоким уровнем доходов еще больше снижает уровень жизни малообеспеченных граждан, затрудняя процесс нормального воспроизводства и развития человеческого капитала. Особенно хорошо это видно на примере жилищного строительства. <br />
Власти Китая делают очень многое для дальнейшего развития конкурентного инвестиционного климата. Они создают современную рыночную инфраструктуру, активно работают над строительством автодорог, железнодорожных путей, развитием энергетики. В стране идет настоящий строительный бум, бурно развиваются города. Имеются серьезные планы по развитию атомной энергетики - планируется довести общий объем мощности АЭС к 2020 до 40 ГВт, что потребует строительства около 32 атомных энергоблоков мощностью по 1000 МВт. Имеются амбициозные планы по строительству аэропортов, регионального развития. По общей протяженности скоростных автострад Китай занимает 2 место в мире - 41 тыс. км. В 1999 г. создана система кредитования частного жилищного строительства, призванная решить жилищную проблему путем использования сбережений населения. <br />
Что касается российских планов по развитию инфраструктуры, дорог, атомной энергетики и пр., то хотя они периодически обсуждаются и принимаются, пока они еще далеки от реализации. Ряд параметров российской экономики - высокие налоги (в т.ч. НДС), неразвитость финансовой системы, отсутствие необходимой инфраструктуры, коррупция, излишняя бюрократичность делает наш инвестиционный климат еще далеким от совершенства. Однако если государство проявит политическую волю и разрубит этот "гордиев узел", наша страна смогла бы предложить хорошие условия для развития бизнеса. <br />
<B>Роль государства в экономике.</B> Экономика Китая представляет собой смешанную систему - многоукладный конгломерат крупных госпредприятий и в основном средних и небольших предприятий частного сектора. В отличие от РФ <B>Китай не стал поспешно разрушать свой госсектор - рыночные предприятия создавались заново. За счет постепенного выхода государственных предприятий на рынок и их рационального реформирования, применения методов самоокупаемости, хозяйственной самостоятельности, деятельность многих из них удалось сделать более эффективной. </B>Следует отметить, что переход к свободным рыночным ценам в отличие от РФ также проводился постепенно. С 2005 г. взят курс на упрочение позиций частного сектора. Несмотря на это, госсектор в Китае имеет по-прежнему значительный вес. В госсектор входят - наиболее крупные предприятия, в т.ч. предприятия энергетики, транспорта, добычи и переработки сырья, основных видов материалов и оборудования, автомобильной, оборонной промышленности. Однако экономику Китая не следует считать социалистической, особенно в нашем понимании. Основная доля инноваций принадлежит частному сектору. Если в 2000 г. частный сектор производил около 55 % ВВП, то к 2005 г. эта доля выросла на до 65%.<br />
За 2002 - 2007 гг. прибыль госпредприятий и объем выплаченных налогов возрастали в среднем в год на 18,7%, 36% и 20,4% соответственно. Объем налоговых выплат госсектора в 2007 году составил 1,77 трлн. юаней - 34,5% от общего объема финансовых доходов. Прибыль госсектора в 2006 г. составила около 754,7 млрд юаней (98.78 млрд.долл). В 2008 г. 19 госпредприятий центрального подчинения Китая попали в список 500 крупнейших компаний мира журнала "Fortune". <br />
Однако среди госкомпаний по-прежнему имеются убыточные, представляющие собой значительную проблему, но реформы здесь идут по прежнему очень осторожно - ликвидация госсобственности не входит в планы Китая, по-прежнему основные цели - повышение эффективности. Реформа госсектора включает дальнейшее акционирование крупных государственных компаний, совершенствование механизма корпоративного управления, выведение с них непрофильных активов социальной сферы, закрытие убыточных, отсталых, экологически вредных производств. За 2002-2007 число госпредприятий сократилось с 158,7 тыс. до 114,1 тыс., число предприятий центрального подчинения - с 196 до 149. 5000 предприятий были объявлены банкротами. <br />
Государственная политика и роль госсектора может быть разной. Разумная государственная политика устанавливает необходимый баланс между секторами экономики, приводя к максимальной общественной выгоде. Можно пытаться урвать текущую выгоду любой ценой, но можно мыслить стратегически. Цены наших монополий постоянно растут, растет инфляция и издержки производства. Хотя нетрудно понять, что если поумерить аппетиты и поддержать экономику, в будущем можно выиграть намного больше. <br />
В Китае существует мощнейшая государственная бюрократия, которая, как и у нас, имеет огромную власть. Но если в России коррупция пустила крепкие корни, то в Китае с ней активно борются, причем достаточно жестко. Госаппарат Китая является проводником курса власти на развитие экономической мощи Китая, власть жестко спрашивает с чиновников. Сильное китайское государство оказалось способным использовать позитивный опыт активной роли государства, имевшейся в плановой экономике, направив ее на активную модернизацию и развитию предпринимательства. В России низкая эффективность и слабость государства является одной из важнейших проблем развития. Безответственность элит приводит к падению их конкурентоспособности, эффективности и духовности. <br />
В начале 20-х годов 20 века на базе успехов НЭПа у России был шанс при определенной гибкости построить эффективную смешанную экономику, возможно избежав социальных катаклизмов 30-х годов. Однако такое развитие привело бы к утрате социальной базы "пролетарской революции", что было понятно ее идеологам. Такой шанс был и во время Горбачевской "оттепели", но он был утерян за счет ряда ошибок. На текущий момент краткосрочные интересы элит - сырьевого капитала, бюрократии, монополистов, опасающихся развития конкуренции выступают тормозом к активной комплексной модернизации страны. Длительная стратегическая пассивность государства была нарушена появлением Стратегии 2020, созданной в предвыборный период осени 2007 г.- весны 2008 г. Однако уже в середине 2009 г. стало ясно, что она подвергается отторжению со стороны консервативных сил общества. <br />
<B>Борьба с кризисом.</B> Сейчас весь мир волнует, справится ли Китай с кризисом. За 2008 г. рост ВВП Китая составил достаточно большую величину - 9% (в РФ 5.6%). Многие западные экономисты полагают, что кризис, приведший к падению мирового спроса, в первую очередь в США, ударил по всем экспортно-ориентированным экономикам - поэтому он не обойдет и Китай. Действительно, темпы экономического роста Китая в настоящий момент падают (в 4 квартале 2008 г- 6.8%), наблюдался рост инфляции, падение экспорта, увеличивается число банкротств, растет безработица. <br />
Но у Китая есть огромный внутренний рынок и в отличие от США - огромный простор для развития. В ответ на мировой кризис Китай с целью поддержки внутреннего спроса предложил мощнейшую программу развития инфраструктуры в объеме около 586 млрд долл. до 2010 г. В числе мер по борьбе с кризисом программы по строительству жилья, поощрения экспорта, активная финансовая политика, снижение налогового бремени. Хотя некоторые западные экономисты смотрят на ситуацию пессимистично, история показывает, что руководство КНР способно не только ставить цели, но и активно их добиваться. И здесь нашей стране есть чему поучиться - Россия также обладает значительными возможностями для развития внутреннего рынка, развития инфраструктуры, дорожной сети, энергетики, жилищного строительства. Важнейшая задача Правительства РФ обеспечить путем активной инвестиционной политики рост внутреннего спроса взамен сокращения внешнего. По прогнозам МВФ, экономика КНР может вырасти в 2009 г. на 6.9 %, по оценкам Пекина - около 8%. Что касается экономики РФ, то в 2009 году рост экономики, скорее всего, будет крайне незначительным или отрицательным. <br />
<B>Уроки для России.</B> Экономика СССР, несмотря на возможно не высокую эффективность занимала по многим показателям ведущие места (в т.ч. 1-2 места) в мире. В начале реформ в РФ политическое реформирование преобладало перед экономическим. Был взят курс на полномасштабную приватизацию госсектора, а компенсация колоссального спада производства была получена за счет импорта. В результате "реформ" страна превратилась в сырьевой придаток запада. Экономика носит потребительский характер. Щедрый поток нефтедолларов, как и в 70- 80-е годы на фоне консервативной экономической политики оказал нам явно "медвежью услугу". В результате отказа от диверсификации наша экономика оказалась наиболее пострадавшей от мирового кризиса, тогда как Китай, построивший инновационно-производственную экономику, продолжает развиваться, имея все возможности для того, чтобы стать мировым лидером. Наша экономика, "укутанная" многочисленными путами показать себя пока в полной мере не может. <br />
Китай использовал такие инструменты государственной политики, как активная роль государства, тщательное планирование, финансовая стабильность, конкуренция, открытость, импорт технологий, благоприятный инвестиционный климат. Напротив, в экономике РФ на фоне слабого государства сложилась бизнес-среда с низким уровнем конкуренции, неблагоприятным инвестиционным климатом, отчужденностью ресурсов от населения. В России пока не создана система (включающая планы, бюджеты) не только краткосрочного - 5 лет, но и долгосрочного 5-20 лет государственного развития и планирования. Верно лишь одно - нет глобальных идей - нет долгосрочных целей - нет концепций и четкой политики развития. <br />
"Разруха начинается в головах". Дальнейшее развитие событий в РФ будет исключительно зависеть от возможности реализации активных и профессиональных мер правительства по санации кризиса. Время покажет, отойдем ли мы из-за временных трудностей от Стратегии 2020 г., которая могла запустить в РФ механизмы инновационного развития, либо наоборот, именно кризис подвинет нас к активной реальной модернизации экономики и государства. Отступать больше некуда - на другой чаше весов - рост социальной напряженности и падение авторитета власти. Нам есть чему поучиться у Китая - он полностью обогнал нас в понимании того, что для развития все средства хороши. Активное развитие Китая, так и России на фоне роста взаимовыгодного сотрудничества между нашими странами будет способствовать процветанию обеих стран и преодолению проблем мировой экономики.
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 | О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама | |||
|
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842. Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции. Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения. Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий. |
Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.